Американский интернационализм в условиях глобализации

Ричард Л. Каглер
профессор и директор Центра технологии и
политики национальной безопасности
Университета национальной обороны

"Стратегия национальной безопасности – документ, появление которого долго ожидалось, – содержит подробное описание формирования роли США в международных делах в начале 21-го века. Вопреки ожиданиям критиков, эта стратегия не представляется ни гегемонистской и односторонней, ни сверхмилитаристской и сфокусированной на упреждающих действиях против противников", – считает профессор Университета национальной обороны Ричард Л. Каглер.

"Вместо этого, подобная оценка интересов и ценностей США имеет своим результатом "специфический американский интернационализм", нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше".

В Стратегии национальной безопасности – документе, появление которого долго ожидалось, – содержится описание формирования роли США в международных делах в начале 21-го века. Вопреки ожиданиям критиков, эта стратегия не представляется ни гегемонистской и односторонней, ни сверхмилитаристской и сфокусированной на упреждающих действиях против противников. Вместо этого, подобная оценка интересов и ценностей США имеет своим результатом "специфический американский интернационализм", нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше. Поскольку в стратегии поставлена задача вынести суждение о том, как применять силовой потенциал США, она уделяет значительное внимание решению сложнейших проблем безопасности сегодняшнего дня и отражению угроз, исходящих от террористов и тиранов. Однако в стратегии также прослеживается стремление оказывать содействие глобальному экономическому прогрессу, демократии и свободе человека в неблагоприятных регионах. Одна из основных целей стратегии состоит в удвоении экономического роста бедных стран в течение предстоящего десятилетия. Стратегия показывает, что Соединенные Штаты – это сверхдержава, стремящаяся к проведению новой политики, которая в случае необходимости может идти вразрез со сложившейся практикой. Но она также ясно демонстрирует, что Соединенные Штаты будут ответственным лидером демократического сообщества и твердо намерены в полном объеме участвовать в союзах и многосторонних институтах, включая Организацию Объединенных Наций.

Таким образом, в этой новой стратегии США широко представлены величественные перспективы и сбалансированные устремления, а также удачно сочетается двухпартийный подход к сохранению преемственности в условиях необходимости перемен. Кроме того, в стратегии присутствует осознание растущих опасностей и по-прежнему сохраняющихся в будущем благоприятных возможностей. Центральный вопрос заключается не в ее теоретической стройности, а в том, получит ли она ресурсы США и поддержку со стороны основных демократических партнеров, необходимые для ее претворения в жизнь. Не меньшее значение имеет и вопрос о том, будет ли эта стратегия бороться с проблемами, которые поддаются решению, или же, напротив, с такими, которые по большей части неразрешимы. От того, как будут решены эти вопросы, будет зависеть то, сможет ли эта стратегия достичь своих далеко идущих целей в полном объеме или частично, или же они останутся только на бумаге. Лишь время покажет, каков будет результат, но, судя по всему, в предстоящие годы нас ожидает немало знаменательных событий, поскольку наступило время нового активного участия США в международных делах.

Последствия глобализации

Что делает Стратегию национальной безопасности сугубо американской, так это ее глобальный характер. Если большинство стран в основном имеют дело со своими собственными регионами, то стратегия США охватывает поистине весь мир. Ее столь широкая направленность частично объясняется тем, что Соединенные Штаты почти повсеместно имеют важные интересы и ценности. Более того, США взяли на себя обязательство по обеспечению безопасности в отношении многих стран во множестве регионов, принимают широкое и активное участие в экономике различных частей земного шара и входят в состав членов многочисленных глобальных и региональных организаций. Обвинение Соединенных Штатов в том, что они действуют односторонне, не имеет основания. Будучи одним из ведущих создателей наиболее успешных союзов и международных институтов в 20-ом столетии, США остаются страной с самой развитой системой многосторонних отношений в современном мире.

Глобализация играет существенную роль в укреплении этого мировоззрения, поистине ориентированного на весь мир, поскольку она заставляет Соединенные Штаты мыслить и действовать, принимая во внимание многие регионы. Я употребляю здесь термин "глобализация" не в смысле идеологии или политики, а в контексте фактически существующей тенденции – в качестве процесса постоянно растущей по своим масштабам международной деятельности в таких областях, как торговля, финансы, инвестиции, технология, вооружения, коммуникационные системы, идеи, ценности и т.д. В результате ранее отдаленные районы становятся ближе друг к другу, благодаря росту связей между ними, когда-то считавшиеся отдельными виды деятельности теперь оказывают влияние друг на друга, темпы перемен становятся все более высокими, а уровень взаимозависимости продолжает повышаться. События, происходящие в одном месте, уже не носят изолированного характера, поскольку сегодня они могут иметь большой резонанс в других регионах. Короче говоря, мир становится единой сценой, на которой действующие лица – страны, многонациональные институты и транснациональные органы – исполняют свои важные роли и находятся в непрерывном взаимодействии. Сегодня многие страны по своему мировоззрению должны быть интернационалистами, и Соединенные Штаты обязаны быть таковыми больше других.

В качестве глубоко укоренившейся и необратимой тенденции глобализация в нынешний информационный век может стать главной реальной движущей силой нашего времени, силой, создающей основу, на которой будут разворачиваться другие мощные динамические процессы. В определенной степени глобализация начала развиваться в связи с тем, что в 20-ом веке демократические государства вышли победителями в долгой борьбе с тоталитарными идеологиями. Окончательное разрушение двухполюсной структуры времен холодной войны открыло двери растущему потоку международной деятельности в условиях, когда представительная государственная власть, свободные рынки, бурно развивающиеся торговые отношения и многостороннее сотрудничество и взаимодействие стали во многих местах образцом прогресса. Несколько лет назад глобализация считалась однозначно положительным явлением, поскольку она стимулирует экономический рост и делает общество открытым, но опыт последнего времени показывает, что у нее есть и отрицательные стороны. Она может способствовать дестабилизации стран, приводить к отчуждению традиционных культур и делать целые районы уязвимыми в периоды временных колебаний мировой экономики. Глобализация может вызвать в менее преуспевающих странах возмущение по поводу их горькой судьбы и смятение перед лицом стоящих на их пути преград. Кроме того, она может обеспечить тех, кого не устраивают происходящие в мире процессы, технологиями и другими средствами, пригодными для нанесения с большого расстояния жестоких ударов не только по своим соседям, но и по Соединенным Штатам и их союзникам.

В какой-то степени разнообразные последствия глобализации привели к тому, что мир стал раздвоенным. Демократическое сообщество, на которое в общей сложности приходится 30 процентов мирового населения, но при этом 70 процентов мирового богатства, живет в условиях стабильности, единения и процветания. Однако в остальной части мира условия жизни далеко не так хороши, и развитие происходит там не столь быстрыми темпами. Это, прежде всего, относится к районам, расположенным вдоль так называемой "южной дуги нестабильности", которая простирается от Ближнего Востока до прибрежной полосы Азии. Упомянутая дуга представляет собой огромную зону, находящуюся в состоянии хаоса в силу целого ряда факторов – вакуумов безопасности, отсутствия равновесия сил, бедности, неэффективности правительств, высокого уровня безработицы и экстремистского исламского фундаментализма. В результате эта зона превратилась в настоящий момент в "рассадник" главных опасностей, включая террористов, тиранов, правительства-изгои, распространение оружия массового поражения (ОМП), этническую напряженность, несостоятельные государства, нехватку ресурсов, геополитическое соперничество, нелегальную торговлю наркотиками и организованную преступность. Как говорится в Стратегии национальной безопасности, эти проблемы и опасности необходимо взять под контроль, если мы хотим добиться мирного будущего и реализации благоприятных возможностей в мире в условиях глобализации.

Основные характеристики стратегии

Стратегия национальной безопасности содержит специфически американские особенности. На протяжении всего периода холодной войны внешняя политика США стремилась к обеспечению совокупности стабильных условий безопасности, демократизации и экономического прогресса. Новая стратегия применяет эти прошедшие проверку временем незыблемые принципы американской доктрины к изменившимся условиям сегодняшнего дня. Для того чтобы защитить Америку от новых угроз и утвердить мирный прогресс в зонах конфликтов, стратегия призывает сосредоточить усилия на следующих направлениях:

  1. Отстаивание стремления к уважению человеческого достоинства.

  2. Укрепление союзов с целью предотвращения и разгрома глобального терроризма.

  3. Ведение работы вместе с другими странами и организациями в интересах предупреждения и разрешения региональных конфликтов.

  4. Недопущение такого положения, при котором враги грозили бы миру оружием массового поражения.

  5. Открытие новой эры глобального экономического роста с помощью свободных рынков и торговли.

  6. Содействие развитию путем укрепления открытого общества и демократии.

  7. Разработка ключевых вопросов совместных действий с основными центрами глобальной мощи.

  8. Преобразование военных и других институтов национальной безопасности Америки.

В ответ на события 11 сентября 2001 года и их последствия видное место в этой повестке дня занимают надежные меры безопасности. В Стратегии национальной безопасности четко говорится, что Соединенные Штаты будут решительно действовать с целью разгрома глобальных террористов и их спонсоров и недопущения их нападения на нашу страну и наших друзей. В стратегии говорится, что Соединенные Штаты без колебаний станут действовать в одиночку, нанося военные удары по террористам. Однако в этой стратегии также содержится заявление о том, что Соединенные Штаты будут создавать коалиции со своими друзьями и союзниками, а также вести идеологическую борьбу с терроризмом, поддерживать умеренные правительства в мусульманском мире и стараться улучшить тяжелые экономические условия, порождающие терроризм.

В Стратегии национальной безопасности излагается твердая позиция действий в отношении распространения ОМП со стороны стран, не соблюдающих общепринятые нормы международного поведения. В этом документе содержится требование о принятии надежных мер, обеспечивающих внутреннюю безопасность страны, создании противоракетной обороны и модернизации вооруженных сил, способных предпринимать активные меры против распространения ОМП. В стратегии четко говорится, что Соединенные Штаты будут готовы – выборочно и на ограниченной основе – совершать упреждающие нападения на имеющие ОМП страны, не соблюдающие общепринятых норм международного поведения, и террористов, представляющих собой неминуемую угрозу нападения. Однако в стратегии также делается заявление о том, что Соединенные Штаты будут на многосторонней основе работать совместно с партнерами в использовании дипломатии, контроля над вооружениями, экспортного контроля и помощи, направленной на уменьшение масштабов угроз, с целью оказания противодействия распространению ОМП. Стратегия включает в себя также и требование о приложении больших дипломатических усилий по ослаблению региональной напряженности, включая израильско-палестинский и индо-пакистанский конфликты, которые стимулируют терроризм, распространение ОМП и возникновение других опасностей.

Обвинения Соединенных Штатов в том, что в решении вопросов безопасности они будут действовать в одностороннем порядке и вести себя, как гегемон, опровергаются содержащимся в Стратегии национальной безопасности призывом к тесному многостороннему сотрудничеству со старыми союзниками и новыми партнерами. В документе подчеркивается необходимость подготовки НАТО к выполнению новых задач и развития усовершенствованных европейских вооруженных сил с тем, чтобы они могли действовать бок о бок с преобразованными вооруженными силами США. Что касается Азии, то в стратегии ставится задача придания региональной направленности существующим союзам США с Японией, Южной Кореей и Австралией, а также использования АСЕАН и АТЭС для оказания содействия прогрессу. Большое значение имеет наличие в стратегии утверждения о том, что устранение двухполюсности мира открыло двери для налаживания между основными державами таких мирных отношений, которые могут способствовать стабилизации глобальной геополитики на долгие годы. Подобное развитие событий возможно при условии, что эти державы не поддадутся соблазну вступить в соперничество между собой.

Аналогичным образом, обвинения Соединенных Штатов в том, что они уделяют чрезмерное внимание рассмотрению в узком контексте политики в области безопасности и сугубо военных вопросов, опровергаются поставленной в Стратегии национальной безопасности задачей приложения постоянных усилий с целью содействия демократизации и экономическому развитию. Около половины стран мира представляют собой демократические государства, территория которых охватывает Северную Америку, Европу и значительную часть Азии и Латинской Америки. В новой стратегии выражается надежда на распространение демократии на новые регионы с тем, чтобы содействовать соблюдению прав человека, обеспечивать более эффективное управление и поощрять свободное предпринимательство. В стратегии говорится, что авторитарные правительства постепенно могут перейти на путь демократии посредством проведения шаг за шагом политических реформ и создания в своих странах открытого общества. В экономическом компоненте этой стратегии предусматривается заключение двусторонних и региональных соглашений, имеющих своей целью "распространение" экономического процветания из богатых демократических стран в такие бедные регионы, как Латинская Америка, Ближний Восток, Южная Азия, Африка и отдельные районы Восточной Азии. В стратегии не делается расчета на то, что в перечисленных регионах произойдет экономическое чудо. Вместо этого предусматривается более быстрый годовой рост с тем, чтобы в течение десятилетия удвоить их богатство. В документе говорится, что если богатые демократические государства сохранят здоровое развитие своей экономики, это будет стимулировать рост среди бедных стран путем содействия экспорту и импорту. Стратегия исходит из того, что свободная торговля, инвестиции, приток капитала, финансы и более высокая производительность труда служат самыми лучшими механизмами стимулирования роста бедных стран. Кроме того, в стратегии ставится задача оказания более значительной американской экономической помощи в рамках нового фонда "Проблемы нового тысячелетия" и предоставления грантов, а не кредитов в сочетании с помощью, поступающей от Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), причем главным образом странам, имеющим эффективно функционирующие правительства и проводящим экономические реформы, жизненно необходимые для того, чтобы эта помощь имела решающее значение. Наряду с такой помощью должны прилагаться усилия, направленные на развитие здравоохранения, соблюдение прав трудящихся, расширение сферы образования, поиск и создание новых источников энергии и осуществление контроля над выбросами парникового газа в атмосферу.

Перспективы достижения успеха

Несмотря на то, что в одних кругах нынешнюю Стратегию национальной безопасности считают во многом противоречивой, а в других ее неправильно понимают и истолковывают, можно утверждать, что она имеет хорошие шансы на успех, если ее претворение в жизнь будет осуществляться решительно и разумно. Комментаторы отмечают, что эта новая стратегия предусматривает сдвиг ряда политических курсов в консервативном направлении: примером здесь может служить поспешный выход из принятого в Киото соглашения по борьбе с глобальным потеплением климата. Однако если рассматривать упомянутую стратегию широко, можно убедиться в том, что она твердо придерживается двухпартийной традиции, которой вот уже много лет руководствуется американская внешняя политика. Кроме того, большое значение имеет тот факт, что данная стратегия меняет существующее положение дел в пользу новаторского отступления от привычных представлений, что позволяет реагировать на новые опасности и быстрые перемены за рубежом. Новые политические ходы, поначалу кажущиеся односторонними, часто становятся предвестниками новаторского многостороннего подхода. В качестве примера здесь можно указать на выход США из Договора по ПРО, что привело к одному из новых соглашений с Россией о сокращении наступательных вооружений, несмотря на то, что начинают развертываться ограниченные силы противоракетной обороны. В результате создается впечатление, что в Соединенных Штатах может быть достигнут широкий консенсус в отношении этой новой стратегии, хотя отдельные ее составляющие будут обсуждаться и, несомненно, эволюционировать по мере того, как она будет подвергаться более тщательной разработке.

Одна из главных сильных сторон стратегии состоит в ее дальновидности и хорошо продуманной попытке свести в логически последовательное единое целое усилия по обеспечению безопасности и экономическую политику. В целом, в этой стратегии проглядывает обнадеживающее стремление к тому, чтобы путем применения присущей США мощи, в сочетании с помощью ближайших союзников и великих держав, суметь "погасить" возникающие угрозы и заложить фундамент стабильных действий и мероприятий по обеспечению безопасности во "взрывоопасных" регионах, фундамент, на котором можно было бы строить здание экономического процветания и демократии. В свою очередь, выражается надежда на то, что достижение прогресса в этих областях еще больше ослабит напряженность, связанную с обеспечением безопасности, способствуя наступлению новой эпохи международного сотрудничества и взаимодействия. Нет никакого сомнения в том, что эта далеко идущая и обязывающая повестка дня потребует того, чтобы в предстоящие годы все учреждения и подразделения правительства США в высшей степени серьезно отнеслись к проблеме национальной безопасности и использовали бы для ее обеспечения всю совокупность имеющихся в их распоряжении средств. Кроме того, чрезвычайно большое значение будет иметь наличие достаточных ресурсов.

Новая Стратегия национальной безопасности содержит требование о проведении работы по преобразованию обороны, которое должно быть поддержано увеличением военных бюджетов, что подготовит вооруженные силы США к выполнению новых стратегических задач, включая выполнение непредвиденных заданий в незнакомой географической обстановке. По мере ускорения этих преобразований вооруженные силы США получат информационные сети, освоят новые технологии и изучат новые оперативные концепции, готовясь к совместным военным операциям за рубежом. В результате вооруженные силы США будут по-прежнему лучшими в мире, способными быстро наносить поражение будущим противникам. Однако эти усилия должны сопровождаться мероприятиями по реорганизации других структур национальной безопасности ради достижения новых целей, а также укреплением разведки и обеспечение правоохранительных мер в глобальных масштабах. Кроме того, возникнет необходимость выделения достаточных ресурсов на оказание поддержки дипломатии, экономической помощи, торговой политике и другой деятельности США. Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что в наш информационный век успешное выполнение задач будет основываться на обладании экспертными знаниями. Одним из важнейших факторов в определении успеха новой стратегии станет наличие у правительства США способности мобилизовать интеллектуальный потенциал с тем, чтобы оно могло полностью разобраться в конкретной глобальной ситуации и точно оценивать последствия своих действий.

Трудной и сложной задачей, с решением которой придется постоянно сталкиваться правительству США, будет задача непрекращающегося сосредоточения основного внимания на выполнении своей долгосрочной повестки дня при одновременной необходимости заниматься текущими критическими ситуациями. Принимая во внимание то обстоятельство, что Соединенные Штаты не в состоянии выполнить эту повестку дня в одиночку, чрезвычайно большое значение будет иметь достижение успеха в мобилизации помощи союзников и реформировании старых союзов времен холодной войны с целью решения новых задач. Успешное проведение в ноябре 2002 года в Праге встречи НАТО на высшем уровне стало значительным шагом в правильном направлении, учитывая выдвижение требования о создании новых сил реагирования и других военных потенциалов в интересах планирования и размещения военной мощи. Необходимость оказания такой помощи относится и к крупным державам, не входящим в руководимую США систему союзов, включая Россию, Китай и Индию. Создание более эффективных коалиционных партнерств с другими странами в охваченных хаосом регионах представляет собой еще одно усилие, носящее ключевой характер. Несмотря на то, что наблюдающиеся в последнее время тенденции вселяют определенный оптимизм, выполнение этих задач отнюдь не обещает быть легким.

Даже в случае предоставления помощи союзниками и партнерами многие из мировых проблем будет трудно полностью решить быстро, в относительно короткий промежуток времени. Устранение конкретных угроз может быть выполнимым, но нелегким делом. Создание мирной и безопасной обстановки во многих регионах может оказаться сложным делом, содержащим много неопределенного. Несмотря на то, что состояние европейско-российских отношений вселяет надежду, выполнение повестки дня из трех пунктов – сохранение спокойных отношений с Китаем в условиях быстро меняющейся обстановки в Азии, ослабление соперничества между Индией и Пакистаном и стабилизация положения на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива – будет трудной задачей. Точно так же содействие экономическому процветанию и развитию демократии во всех регионах мира обещает быть тяжелой работой, выполнение которой потребует длительных сроков. Таким образом, сейчас, когда в новой стратегии США определены основные направления деятельности, по всей вероятности необходимо установить приоритеты и осознать существующие ограничения. Кроме того, не исключено, что в ходе ее реализации могут быть неудачи. Тем не менее, даже если она окажется лишь частично успешной в обеспечении безопасности Соединенных Штатов и их союзников, в сочетании с достижением умеренного прогресса во "взрывоопасных" регионах, эта стратегия выполнит свою задачу и станет достойным вкладом в общее дело.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и необязательно отражают взгляды или политику правительства США.