Исторический факультет

Томского государственного университета

Главная страница          Карта сайта

КУЛЕМЗИН Владислав Михайлович

КУЛЕМЗИН Владислав Михайлович

(р. 5 мая 1938, пос. Тогучин Новосиб. обл.) - профессор кафедры археологии и исторического краеведения.

Отец К., Михаил Николаевич (1910-1974), учитель математики, многие годы проработал в системе нар. образования в Кузбассе. Принимал участие в Вел. Отеч. войне. Мать, Александра Ивановна (дев. Лаврова, 1917-2000), по профессии также была учителем. Преподавала географию, работала воспитателем в интернате. После призыва отца в Красную Армию (1940) семья переехала в Кемерово, где мать К. работала в местной школе. После окончания Вел. Отеч. войны отца К. назначили директором школы с. Чумай Чебулинского р-на Кем. обл., а в 1954 вместе с женой и детьми (брат К.  Анатолий (р. 1941), в н. в. д-р ист. наук, зав. каф. истории, музееведения и краеведения Кем. гос. академии культуры и искусств, авт. монографии «Охрана памятников в России как историко-культурное явление») он переехал в с. Усть-Серту того же р-на. В 1955 К. окончил местную среднюю школу и поступил в Том. инженерно-строительный ин-т. Проучившись некоторое время в ин-те, он перевелся на отд-ние геологоразведки Осинниковского горного техникума (Кем. обл.), откуда в дек. 1957 был призван на действительную службу в Сов. Армию. Служил радистом в Забайкальском воен. округе, активно участвовал в худож. самодеятельноети. После демобилизации с ноября - лаборант хим. кабинета Усть- Сертинской средней школы и руководитель худож. самодеятельности школы и совхоза «Усть-Сертинский». 

С 1960 - студент ист. отделения ист.-филол. ф-та ТГУ. Окончил ун-т (1966) по специальности «история» с квалификацией «историк, учитель истории и обществоведения». Среди его учите лей А.П. Бородавкин, В И. Матющенко, Г. И. Пелих и др. Защитил дипломную работу «Коренное население бассейна рек Кии и Чулыма». С авг. 1966 - ассистент  каф философии ТПИ. С окт. по дек. 1968 - грузчик РСУ упр. торговли. В янв.-марте, июле-дек. 1969 - науч сотр. Том. обл. краеведческого музея, в апр.-мае того же года - рабочий базы Том. облкниготорга. С 3 июня 1970 - техник проблемной лаб. полупроводников, затем ст. лаборант проблемной лаб. истории, этнографии и археологии Сибири, зав. фотолаб. ТГУ, с 1 февр. 1972 - ст. лаборант каф. истории СССР досов. периода, с 5 сент. 1973 - младший, с 1 окт. того же года - старший с 1 янв. 1993 - ведущий науч. сотр. ПНИЛИАЭС. С 15 февр. 1995 - проф. каф. археологии и ист. краеведения. Читает курсы: этнография Сибири, этногр. краеведение. 

Первые этногр. наблюдения, относящиеся к охотничье-рыболовской культуре коренного населения бассейна р. Чулым, К. сделал еще школьником. Будучи студентом ТГУ, он занялся изучением этого этноса. В 1963 под руководством доц. Г И. Пелих проходил этногр. практику в д. Тызырачево Шегарского р-на Том. обл., где в то время местное население, т.н. карагасы, частично занималось охотой. В том же году в составе гр. студентов К. выезжал в экспедицию (под руководством Г. И. Пелих) к селькупам р. Кеть. Коренное население и местное рус. из старообрядцев и сосланных в 30-е занималось преимущественно охотой и рыбной ловлей. Однако начавшаяся в это время пром. заготовка леса положила конец охотничьему образу жизни по Чулыму и Кети. К., болезненно переживавший разрушение традиционной культуры, смену ее земледельческой, а затем и пром.-индустр., решил перенести свои исследования в сев. р-ны Том обл. Перв. экспедиция была совершена летом 1969 к васюганским хантам с целью приобретения этногр материалов для Томского краевед. музея. С дек. того же года К. в течение 7 месяцев находился среди представителей этого народа на р Вах. В считанные годы васюганский таежный край был превращен из охотничьего в индустриальный и исследования охотничьих культур были отодвинуты еще дальше на север - к хантам Пима, Тром-Агана, Агана, Казыма. 

До кон. 80-х он совершил 19 поездок в составе этногр. экспедиций ТГУ или индивидуально. В ходе экспедиций он собирал материал по религиозным верованиям, мировоззрению хантов. Хорошая память, умение входить в доверие к людям и привычка вести дневник способствовали успеху его исследований В 1972-1974 К. был прикреплен соискателем к сектору народов Сибири Ленинградского ин-та этнографии им. Н Н. Миклухо-Маклая АН СССР (в н. в. НИИ «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого - кунсткамера»), где его научым руководителем был С.В. Иванов (1895-1986), ученик известных этнографов Л.Я Штернберга и В. Г. Богораз-Тана. 17 дек. 1974 в совете Ин-та этнографии К. защитил дисс. «Шаманство васюганско-ваховских хантов (кон. XIX - перв. четв. XX в.» на соиск. учен ст. канд. ист. наук (науч руководитель д-р ист. наук С. В. Иванов; офиц оппоненты д-р ист. наук С.М. Абрамзон и канд ист. Наук З.П. Соколова; утв. ВАК 5 нояб. 1975). 

В 1984 и 1985 К. предпринял экспедиции совм. с сотр. Моск. ин-та этнографии В.И. Васильевым и С.А.Арутюновым к селькупам р. Кеть. В ходе экспедиций выяснилось, что состояние культуры аборигенов в то время уже ничем не напоминало ситуацию 60-х. Культура оказалась совершенно деформированной. Это и дало импульс к исследованию механизма изменчивости культур. Т. о., науч. интерес был смещен в сторону культурологии, а это, в свою очередь, снова повысило интерес к коренному населению Чулыма, Кети, Шегарки. В итоге был сделан методологически важный вывод о том, что не представляющих интереса для науки народов, культурно-ист. периодов нет. Изменения в культуре потеряли этническую специфику. То, что способствует разрушению культуры как саморегулирующейся жизнеобеспечивающей системы, у всех этносов поразительно одинаково. Др. вывод, сделанный К., состоит в том, что чел. и культ, среда, к которой он принадлежит, - это понятия не тождественные. Чел. является разрушителем культ, среды, которую создает также чел., но др. поколения. Культура как нормативное явление имеет способность противостоять чел., т. е. разрушителю; она более консервативна, чем сам чел., и представляется самостоятельной силой, существующей как бы без чел. К., вслед за нем. этнографами Херсковицем и Фробениусом, рассматривает новый тип отношений чел. - культура. Он впервые исследовал этот тип отношений с помощью междисциплинарного подхода, применив достижения этнографии, культурологии, соц. психологии, религиоведения. 

28 мая 1993 в совете Ин-та археологии и этнографии СО РАН защитил (по совокупности работ) дис. «Традиционное мировоззрение хантов» на соиск. учен. ст. д-ра ист. наук (офиц. оппоненты проф. Н.А. Алексеев, Т.М. Михайлов и Ю.Б. Симченко; утв. ВАК 15 окт. 1993). Участник ежегодных «Дульзоновских чтений» (начиная с 1972); участник регион. Зап.-Сиб. совещ. археологов и этнографов, проводимых на базе ист. ф-та ТГУ и ПНИ-ЛИАЭС каждые 3 года (с 1970); неоднократно участвовал в сессиях «Полевые исследования Ин-та этнографии» (Москва, Ленинград), в фольклорных фестивалях (Якутск, 1989, Ханты-Мансийск, 1987, 1990) и др. Выступал с докл. на междунар. конгрессах финно-угроведов (Дебрецен, 1990; Тарту, 2000); Междунар. семинаре финно-угроведов (Мекриярви, 1994); Междунар. конф. археологов и этнографов (Новосибирск, 1980, 1981, 1995, 1998); Междунар. конф. «Россия и Восток: традиционные культуры, этнокультурные и этносоц. процессы» (Омск, 26-29 мая 1997). 

К. оказывал помощь музеям Томска и Ханты-Мансийска в создании этногр. экспозиций. Занимается пропагандой этногр. знаний. Являлся руководителем раздела темы «Этнокультурная история народов Зап. Сибири», руководителем темы «Традиционные культуры Сибири» в программе «Народы Сибири», раздела программы «Экономика и культура народов Севера». Автор программ по возрождению традиционных культур коренных народов Том. обл., подготовленных по заданию администрации Том. обл. Автор более 200 работ, в т.ч. 6 монографий. Публиковался в Германии, Финляндии, Венгрии, Франции. Подготовил 7 канд. наук (М. А. Тучкова, в н. в. доц. ТГПУ; С.Ю. Колесникова, доц. СГМУ; С.А. Попова, ст. преп. Ханты-Мансийского ун-та и др.). Был науч. консультантом по докт. дис. А.А.Ким (в н. в. зав. лаб. лингвистики при ТГПУ). Руководите ль авт. коллектива и авт. словарных ст. в «Мифологии хантов» (2000), части междунар. проекта «Мифология уральских народов». С 1991 активно сотрудничает с НИИ возрождения обско-угорских народов (Ханты-Мансийск) и Ин-том образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск). Консультант ассоциации «Колта-куп». Чл. канд. дис. советов (этнография, этнология и антропология; история науки и техники и мед. психология; соц. психология) в ТГУ. Чл. ред. коллегии альманаха «Культурол. исследования в Сибири» (Томск, Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии) с 1998; ред. 2-го т. «Мир реальный и потусторонний» 4- томного изд. «Очерки культурогенеза народов Зап. Сибири» (Томск, 1995); чл. редколлегий ряда науч. сб., материалов конф. Зарегистрирован в федеральном реестре экспертов науч.-гехн. сферы (2001). Лауреат конкурса Том. обл. в сфере образования и науки (2000). Являлся председателем совета музея археологии и этнографии ТГУ. Всем видам отдыха предпочитает рыбалку, сбор ягод и грибов. Прекрасно играет на баяне. Женат на Валентине Ивановне (дев. Бобина, р. 1938), преп. ТГУ, математике по образованию. Их дочь Александра (р. 1963) канд. пед. наук.

Награды: медаль «Ветеран труда» (1987).

Соч.: Шаманство васюганско-ваховских хантов в кон. XIX - нач. XX в. // Из истории шаманства. Томск, 1976; Совм. с Н.В. Лукиной. Васюганско-ваховские ханты в кон. XIX - нач. XX в.: Этногр. очерки. Томск, 1977; Обряды перевода из реального мира в потусторонний у народов Зап. Сибири в ХУШ-ХХ в. // Очерки культурогенеза народов Зап. Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. Томск, 1994; В.Н. Чернецов и вопр. обско-угорс-кого шаманизма//Методика комплексных исследований культур и народов Зап. Сибири. Томск, 1995; Отношения «человек - вещь» в культуре хантов//Congressus Octavus Inter. Fenno-Ugristarmus. P. 2: Summaria acroastum in sectuonibus etsumposiis factarum. Jyvaskula, 1995; Игра в культуре и культура в игре//Этносы Сибири: язык и культура: Материалы Междунар. конф. Ч. 1 / Ред. О.А. Осипова, В.В. Быконя, Н.В. Лукина. Томск, 1997; Совм. с Н.В. Лукиной. Ханты: чужие на своей зем-пе? // Народы Сибири, права и воз-можности/Отв. ред. А.П.Деревян-ко. Новосибирск, 1997; Чел. и природа в верованиях хантов. Томск, 1984; Совм. с Н.В. Лукиной, Тимофеем Молдановым, Татьяной Мол-дановой. Энциклопедия уральских мифологий. Т. 3: Мифология хантов. Томск, 2000.

Источи, и лит.: Архив ТГУ. Ф. Р-815. Оп. 64. Д. 1320; Дремов В.А., Лукина Н.В., Чиндина Л.А. Археология, этнография и антропология в Том. гос. ун-те им. В.В. Куйбышева// Обряды народов Зап. Сибири Томск, 1990; Немысова Е.А. У ямальских исследователей: К 5-летию со дня создания Лаб. этнографии и этнолингвистики Ямала // Новости Югры (Ханты-Мансийск). 1995. 30 марта; Кулемзин Владислав Михайлович: Библиогр. указ. / НИИВОУН; Сост. С. Берендеева; Ред. А. Каксин; Биогр. справка Н. Лукиной. Ханты-Мансийск, 1998.

Профессора Томского университета: Биографический словарь (1980-2003) /С.Ф.Фоминых, С.А.Некрылов, К.В.Петров, Л.Л.Берцун, А.В.Литвинов, К.В. Зленко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - Т. 4, ч. 1. С. 468-471.